воскресенье, 3 мая 2020 г.


Тема Надзорное производство в арбитражном процессе

1. Развитие надзорного производства в  арбитражном процессе
 2. Понятие, сущность и задачи надзорного производства в арбитражном процессе
 3. Право надзорного пересмотра                                                                    
4  Подготовка к рассмотрению надзорной жалобы в заседании
Президиума                                                                                                          
 5. Порядок рассмотрения дела, полномочия суда надзорной инстанции    
6. Основание для изменения или отмены судебного акта








В.1 История развития надзорного производства в АП
 Пересмотр решений арбитражей до 1992 года  осуществлялся руководителями арбитража, постановившего решение, – Главным арбитром, или же Главным арбитром Государственного арбитража при СМ РСФСР Правила пересмотра актов арбитражей, существовавшие до 1992 г., имели,   самый общий характер и не позволяли выделить различные способы пересмотра актов арбитражей, в т. ч. и не позволяли говорить о существовании в арбитражном  процессе надзорного производства.
Первый кодифицированный акт Российской Федерации, регламентировавший арбитражный процесс, – АПК РФ 1992 г. – закрепил производство в надзорной инстании в качестве стадии арбитражного процесса. Дальнейшее развитие надзорное производство получило в АПК  1995 года. Недостатком обоих кодексов было то, что надзорное производство могли инициировать только должностные лица ВАС РФ или Генеральной прокуратуры, которые могли принести протест на судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу и проверялась обоснованность и законность оспариваемых актов. Таким образом, ранее надзорное производство по своему характеру имело не только судебную (процессуальную), но и административную природу. С 2003 года   процессуальное законодательство изменило природу надзорного производства,   сделав его   доступным для лиц, участвующих в деле и других субъектов, а с 2014 года оно претерпело существенные изменения. Поменялся орган имеющий право надзорного пересмотра, объекты пересмотра  и основания для изменения или отмены судебного акт.









2. Сущность, цели и задачи надзорного производства
в  арбитражном процессе

В   процессуальном законодательстве нет понятия судебного надзора.  Ученые в своих работах дают следующее  понятие судебного надзора: « «Судебный надзор это процессуальная деятельность по проверке вступивших в законную силу судебных актов в целях защиты фундаментальных прав и свобод граждан, обеспечения единообразия в применении и толковании судами норм права на территории всей страны»[1].
Что касается сущности надзорного производства  ее можно определить как совокупность действий Суда высшей инстанции предусмотренных  процессуальным  законодательством и направленных на обеспечение законности в деле защиты законных прав граждан и организаций. 
  Надзорное производство  – самостоятельная стадия  арбитражного  процесса, в которой осуществляется судебный контроль за законностью судебных решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу.
Объективная необходимость существования стадии надзорного производства обусловливается тем, что апелляционное и кассационное производства не в полной мере обеспечивают своевременное выявление и устранение допущенных  судом первой инстанции существенных нарушений   законодательства, повлиявших на исход дела, нарушений, искажающих саму суть правосудия или смысл судебного решения как акта правосудия, хотя судебная статистика последних лет свидетельствует о повышении качества деятельности этих инстанций. Так   в первом полугодии 2018 года рассмотрено 197 надзорных жалоб на судебные акты арбитражных судов по экономическим спорам. Все жалобы разрешены с отказом в удовлетворении. судебные акты были признаны  соответствующими действующему законодательству.
Стадия надзорного производства имеет свою конечную цель  это,  по мнению одних ученых  устранение судебных ошибок, по мнению других защита публичных интересов посредством единообразного толкования и применения правовых норм. 
Стадии надзорного производства  свойственны свои задачи.
 Как дополнительный механизм защиты законных прав и интересов  субъектов экономических отношений,  надзорное производство решает следующие задачи: 
  проверка наличия  нарушений прав и свобод человека и гражданина гарантированные Конституцией РФ, нормами  международного права и международными договорами РФ;
– проверка нарушений публичных интересов; 
-  проверка нарушения единообразия в толковании и применении судами норм права;
проверка  нарушений норм материального права или  норм процессуального права,  которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных  АПК, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права. 

3.  Право надзорного пересмотра
 Согласно ч. 1 ст. 308.1 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные акты      могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом ВС РФ по заявлениям лиц, участвующих в деле, и  иных лиц, указанных в ст.42 АПК.     
  Несмотря на то, что ЕСПЧ резко критиковало российское надзорное производство в связи с тем, что оно предоставляло право должностным лицам Верховного Суда инициировать надзорное производство,  АПК РФ сохранила такое право за Председателем Верховного Суда РФ и его заместителем. Указанные лица достаточно редко используют такое правомочие, так за  последние годы не было внесено ни одного представления.    Инициатива в принесении представления исходит от лиц, участвующих в деле, которые не согласны с вынесенным судебным актом.  Законодательство  четко определяет  цель внесения такого представления. Это Устранение фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права (ст. 308.10)  Некоторые ученые считают, что процессуальная деятельность Председателя или заместителя Председателя ВС РФ по возбуждению надзорного производства фактически является самостоятельной стадией надзорного производства.
  Объектом надзорного обжалования являются те судебные акты, которые перечислены в ч.3 ст. 308.1 АПК РФ.
1) вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
2) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;
3) определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.
 
Указанные ограничения не распространяются на Председателя Верховного Суда РФ и его заместителя.  Указанные лица могут обратиться в надзорную инстанцию с представлением в отношении любого судебного акта, который содержит нарушения указанные в ст.308.10 АПК РФ.  Встает вопрос, а могут ли они принести представление на постановление Президиума Верховного суда РФ, несмотря на то, что оно не может быть объектом обжалования (ст.308.13 АПК РФ). Правовые позиции КС РФ,  высказанные им в своем постановлении свидетельствуют о том, что:
ошибочное судебное решение не может считаться правосудным, поэтому законодатель, устанавливая порядок осуществления правосудия, обязан предусмотреть механизм (процедуру) исправления судебных ошибок;
окончательный характер постановлений надзорной инстанции не может рассматриваться как препятствие к возможности пересмотра ошибочных судебных решений.
Но, в этом же постановлении Конституционный суд высказал и иную позицию: недопустимость пересмотра постановления высшей надзорной инстанции полностью соответствует Конституции РФ и всем основным принципам правосудия закрепленных в ней[2].   Данная позиция была подтверждена и в других решениях Конституционного Суда[3].
    Судебный акт может быть обжалован как в части, так и в целом.
 Срок подачи надзорной жалобы или представления  не более 3 месяцам со дня    вступления в законную силу последнего судебного акта арбитражного суда, принятого по делу, если с представлением обращаются должностные лица ВС РФ срок этот не может превышать 4 месяцев
     Трехмесячный срок, пропущенный по уважительным причинам, может быть по ходатайству заявителя восстановлен судьей ВС РФ, при условии что эти обстоятельства имели место в период не позднее  шести месяцев со дня вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу(ч.5 ст. 308.1 АПК РФ).  Указанный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.     
  Средством возбуждения надзорного производства в арбитражном процессе выступает надзорная жалоба, представление. Оба этих документа должны отвечать требованиям предусмотренным законом ст.308.2 АПК РФ.  
Надзорная жалоба может быть отозвана лицом, подавшим ее. Законодатель не уточняет, как быть, если жалоба отзывается после решения вопроса о ее передачи в Президиум. На наш взгляд в этом случае речь может идти только о прекращении производства по надзорной жалобе. 
В соответствии с Налоговым кодексом РФ  при обращении в надзорную инстанцию должна быть уплачена государственная пошлина.
Надзорная жалоба подается непосредственно в Верховный суд РФ.
Нарушение требований предъявляемых к содержанию и порядку предъявления надзорной жалобы служит основанием для ее возвращения.   В отличие от апелляционного производства   в надзоре не предусмотрено, каким процессуальным документом сопровождается возврат надзорной жалоб (представлений). На наш взгляд это должно быть  определение. Необходимо также предусмотреть и правовые последствия возвращения надзорной жалобы.


4. Подготовка к рассмотрению надзорной жалобы.

 На этой стадии судья Верховного суда РФ решает вопрос о приемлемости надзорной жалобы. Подготовительный этап надзорного производства начинается с изучения жалобы судьей Верховного Суда РФ. Жалоба изучается по материалам, приложенным к жалобе или материалам истребованного дела, срок изучения жалобы ограничен  соответственно двумя и тремя месяцами.  В особых случаях этот срок может быть увеличен Председателем ВС РФ или его заместителем на два месяца. 
 На подготовительной стадии судья проверяет, есть ли основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Такой вывод основан на формулировке п.п.6 и 7ч.1 ст.308.7 АПК РФ.  Судебная практика свидетельствует о том, что Президиум в основном соглашается с доводами судьи Верховного суда, который обосновывает отсутствие оснований для передачи дела в Президиум и отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Так, в 2018 году в Верховный Суд РФ поступило 197 надзорных жалоб из них в передаче дела в Президиум отказано во всех случаях.    
Критикуется в юридической литературе и то обстоятельство, что такой важный вопрос как  приемлемость жалобы(представления) решается единолично судьей.  В свое время в арбитражном процессе надзорная жалоба изучалась коллегиально (ч.1 ст.299 АПК РФ в старой редакции).  
          По результатам изучения надзорной жалобы судья выносит определение, которым дело передается в Президиум Верховного Суда или отказывает в передаче дела. Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель вправе не согласиться с определением об отказе в передаче в Президиум дела. В этом случае они выносят определение об отмене такого определения и передают дело в Президиум. За последние три года   такое определение небыло вынесено. 
  
5.  Рассмотрение дела в Президиуме ВАС РФ

Согласно части 1   статьи 308.9 АПК РФ Президиум ВС РФ принимает дело к своему рассмотрению на основании определения суда, вынесенного в соответствии со статьей 308.7 АПК РФ, о передаче дела в Президиум и рассматривает дело не позднее чем в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения определения о передаче дела в Президиум.
 Лица, участвующие в деле вправе принимать участие в надзорной инстанции.
Заседание Президиума может проводиться с использованием видио конференц-связи. Надзорная жалоба рассматривается коллегиальным составом судей. Лица, участвующие в деле, если они явились в заседание Президиума ВС РФ, вправе давать свои устные объяснения после выступления судьи – докладчика. Первым дает свои объяснения лицо, обратившееся с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора.
Дело докладывается судьей ВС РФ – докладчиком по данному делу. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание оспариваемого судебного акта и других принятых по данному делу судебных актов, доводы, содержащиеся в заявлении или представлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора,  мотивы, содержащиеся в определении суда о передаче дела для рассмотрения в Президиум ВС РФ.  Докладчиком надзорной жалобы выступает, как правило, судья, не являющийся членом Президиума.  
При этом если надзорное производство было возбуждено должностными лицами ВС РФ они не могут принимать участие в заседании Президиума ВС РФ.
В Президиуме дело рассматривается в пределах доводов жалобы за пределы доводов он может выйти в интересах законности. Законодатель не раскрывает это понятие, чем делает затруднительным решение этого вопроса в судебной практике. Закрепив в АПК данное правило законодатель расширил усмотрение суда.  Суд надзорной инстанции решает вопросы права, но не факта. Он не может исследовать доказательства, которые не были предметом исследования в судах, судебные постановления которых пересматривает.    
  Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
При рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
 По результатам рассмотрения надзорной жалобы суд принимает постановление. Постановление Президиума ВС РФ принимается большинством голосов судей. Председательствующий в заседании голосует последним. При равенстве голосов судей надзорная жалоба, представление считается отклоненной   (ч. 12 ст.308. 9.АПК РФ).
Полномочия Президиума ВС РФ предусмотрены ст.308.11 АПК РФ.
  Президиум ВС РФ вправе:
1) оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а заявление или представление без удовлетворения;
2) отменить судебный акт полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в  соответствующий суд, судебный акт которого отменен или изменен. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум  Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе суда;
3) отменить судебный акт полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить  заявление без рассмотрения; 
4) оставить  в силе одно из  принятых по делу судебных актов;
5) отменить либо изменить судебный акт полностью или в части и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение, если  допущена ошибка в применении или толковании норм материального права
6)  оставить надзорную жалобу без рассмотрения по существу по основаниям, предусмотренным ст.308.3 АПК РФ.
 Указания Президиума ВС РФ, в том числе на толкование закона, изложенные в постановлении об отмене решения, постановления суда, обязательны для   суда, вновь рассматривающего данное дело.
  Постановление Президиума ВС РФ подписывается председательствующим в заседании Президиума.  Постановление вступает в законную силу со дня принятия и является окончательным и неизменным.

6. Основания для изменения или отмены судебного акта в надзорном порядке

  Вступивший в законную силу судебный акт  суда может быть изменен или отменен, если Президиум ВС РФ установит, что оспариваемый судебный акт нарушает права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам РФ.
      Практика пересмотра судебных актов Президиумом ВС РФ непосредственно по данному основанию встречается крайне редко.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 308.8 АПК РФ судебные  постановления  вступившие в законную силу, подлежат изменению или отмене, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что оспариваемый судебный акт нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.
 Одной из разновидностей публичного интереса в смысле  ст. 308.8 АПК РФ РФ следует считать интерес неопределенного круга лиц.
Из публикаций, посвященных данному вопросу, можно сделать вывод, что под публичным интересом может пониматься следующее: «охраняемый законом интерес общества»[4], «общественный интерес»[5], «интерес больших социальных групп»[6], «признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности»[7], «государственный интерес[8].  
Процессуальное законодательство не дает понятия публичного интереса, нарушение которого может послужить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.   
 Основание для отмены, определенное п. 3 ч.1 ст.308.8 АПК РФ  является  нарушение единообразия в  толковании  и применении норм права.  В процессуальном законодательстве не дается понятие этого основания.
Как обоснованно  отмечают в юридической литературе, под термином «единообразие» следует понимать соответствие всей остальной правоприменительной практики какому-то образцу (единому образу). В качестве подобного образца, по мнению Т. К. Андреевой,  надлежит признать толкование норм материального и процессуального права, содержащиеся в актах высшего судебного органа .  
Согласно положениям  ч.7 ст.2 ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»[9]   по итогам изучения и обобщения практики применения   судами законов и иных нормативных правовых актов Пленум ВС РФ в порядке разъяснения вопросов судебной практики принимает постановления, обязательные для  всех судов в Российской Федерации.  Потапенко С.В. дает следующее определение постановления Пленума Верховного Суда РФ – это интерпретационный, правотворческий, легальный акт официального судебного толкования, конкретизирующий путем разъяснения нормы права и адресованный судам,  целью принятия которого является единообразное применение законодательства РФ[10].
 При рассмотрении дел  Суды также  должны учитывать постановления КС РФ о толковании положений Конституции РФ, подлежащих применению в данном деле;   постановления ЕСПЧ, в которых дано толкование положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подлежащих применению в данном деле. 
Еще одним актом толкования права является  обобщения судебной практики,   проводимой Верховным Судом РФ( а ранее ВАС РФ) хотя они носят неофициальный, справочный характер.  
Нарушением единства судебной практики будет принятие судебного акта противоречащего постановлению Президиума ВС РФ.  Противоречащими принципу единства судебной практики следует  признавать судебные акты, законные по существу, но  вступающие в противоречие с разработанной Высшими Судами моделью разрешения аналогичных по характеру споров. 


[1] Князькин С.И. Экстроардинарный характер деятельности надзорной судебной инстанции в гражданском и арбитражном процессе. Дисс.к.ю.н. М.2014.[Электронный ресурс] - URL https://pravo.studio/rf-grajdanskiy-protsess/ponyatie-suschnost-sudebnogo-62911.html (Дата обращения:02.02.2018)

[2] Постановление Конституционного Суда РФ от 3 февраля 1998 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности статей 180, 181, пункта 3 части 1 статьи 187 и статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"[Электронный ресурс]: URL http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12009461/#ixzz5Gt9cLcTc.-(Дата обращения: 3.03.2018).

[3] Постановление Конституционного Суда РФ от 05.02.2007 N 2-П "По делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кабинета Министров Республики Татарстан, жалобами открытых акционерных обществ "Нижнекамскнефтехим" и "Хакасэнерго", а также жалобами ряда граждан" [Электронный ресурс].- URL http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-05022007-n/(Дата обращения:0 8.04.2018).

[4] Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.В. Яркова. М.--- 2003.- С.- 667 (автор комментария – Б.Я. Полонский).
[5] Будак Е. Принципиальное значение дела и нарушение публичного интереса – основания к отмене решения суда в порядке ревизии по ГПК Германии и в порядке надзора по АПК РФ /Е.Будак // Арбитражный и гражданский процесс; 2005.- №11.- С. 37.
[6] Нешатаева Т.Н. Соответствовать требованиям европейских стандартов / Обсуждаем статью 304 нового АПК РФ (дискуссия) / Т.Н.Нешатаева // Арбитражная практика; 2003.- №5.- С.- 53.
[7] Тихомиров Ю.А. Публичное право./Ю.А.Тихомиров; М.- 1995.- С. 55.
[8] Павлушина А.А. Защита публичного интереса как универсальная процессуальная форма [Электронный ресурс] / А.А. Павлушина // Журнал российского права; СПС «Консультант Плюс». - 2003.- №6.
[9] О Верховном Суде Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г.№3-ФКЗ//Собрание законодательства РФ от 10 февраля 2014г.№6 ст.550
[10] Потапенко С.В.Актуальные проблемы развития гражданского права и процесса на современном этапе: материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции, 12 февраля 2015 г. / Краснодар: Краснодарский университет МВД России.- 2015.- С. - 26-30.

14 комментариев:

  1. Койтемирова Нурьяна 2к 1гр СЭ

    ОтветитьУдалить
  2. Султанова Эльнара 2 курс 1 группа СЭ

    ОтветитьУдалить
  3. Мирзоева Милана 2 курс 1 группа с э

    ОтветитьУдалить
  4. Алпанаева Гаписат 1 группа 2 курс с/э

    ОтветитьУдалить
  5. Рамазанов Шамиль 2 курс 1 группа СЭ

    ОтветитьУдалить
  6. Исламова Айзанат 2к 1гр СЭ

    ОтветитьУдалить
  7. Меджидов Магомед 2 курс 1 группа СЭ

    ОтветитьУдалить
  8. Абужаева Лайла 2курс 2группа СЭ

    ОтветитьУдалить