воскресенье, 12 апреля 2020 г.






2.Общие процессуальные особенности по делам из административных и иных публичных правоотношений
3. Производство по делам об оспаривании нормативных актов и актов, содержащих разъяснение  законодательства и обладающих нормативными свойствами

4. Производство по делам об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц




1. Компетенция арбитражного суда определяется ст.29 АПК РФ


 В соответствии с п.1.1. ст.29 АПК РФ  аобитражный суд вправе рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с  АПК РФ отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам. В 2016 году ст. 29 АПК РФ была дополнена п.1.2 в соответствии с которой в арбитражный суд могут быть оспорены акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел в соответствии с  АПК РФ отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам. 
  Пункт 2 ст.29 АПК  предусматривает решений и действий органов и должностных лиц государственных орган оспаривание в суд ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями.  
 Анализ п. 2 статьи 29 АПК позволяет сделать вывод, что по действующему законодательству в арбитражном суде можно оспорить любые властно-распорядительные волеизъявления (предписания) вышеуказанных органов и должностных лиц, которыми устанавливаются, изменяются и прекращаются права и обязанности конкретного хозяйствующего субъекта (юридического лица или индивидуального предпринимателя).
 Арбитражные суды вправе рассматривать дела об административных правонарушениях если они совершены в связи с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предпринимательской и иной экономической деятельности, а также только дела, прямо отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов (п.3 ч.1 ст.29 АПК).
  Конкретные составы правонарушений, при совершении которых субъекты предпринимательских отношений привлекаются к ответственности предусмотрены ч.3 статьи 23.1 КоАП РФ,  в соответствии со ст.30.1 КоАП РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Арбитражному суду подведомственны дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной внесудебный порядок их взыскания. Примером такого внесудебного порядка может служить предусмотренный ст. ст. 46, 47 НК порядок взыскания с налогоплательщиков - юридических лиц налогов, не уплаченных в установленные законом сроки.
 Этот перечень не является исчерпывающим. В ч.5 ст.29 АПК РФ очевидно, речь идет о возможности отнесения к подведомственности арбитражного суда таких дел в будущем путем как внесения дополнений в указанную статью АПК РФ, так и принятия отдельного, «дополняющего» АПК РФ федерального закона.

2.Общие процессуальные особенности по делам из административных и иных публичных правоотношений.

 · Формой обращения заинтересованного лица за защитой своих прав является заявление;
· объектом судебного рассмотрения являются публично-правовые отношения, которым присуще следующие черты:
― императивный характер;
― стороной в споре являются органы публичной власти (государственные органы, органы местного самоуправления или иные органы, имеющие публичные полномочия, их должностные лица);
· судом разрешается конфликт административного (публичного) характера, основанный на реализации властных полномочий органов или должностных лиц;
· в данном производстве не могут использоваться такие характерные для гражданского спора институты арбитражного процессуального права, как иск, встречный иск, третьи лица, договорная подсудность; дело не может быть передано на разрешение третейского суда;
· отказ от заявленных требований не обязателен для суда, а мировое соглашение возможно только по определенной категории дел, что свидетельствует об особенностях применения принципа диспозитивности;
· бремя доказывания возложено законом на административный орган, что свидетельствует об изменении содержания принципа состязательности;
· активная роль суда в процессе, т.е. право суда самостоятельно обеспечить доказательства, обязать явиться в судебное заседание




Производство по этой категории дел возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц
 При приеме заявления судья выясняет, соблюден ли   досудебный порядок урегулирования спора, если ФЗ предусмотрен такой порядок См ч.2ст.189 и ч.5 ст.4 АПК РФ. Однако, закон не требует указания в заявлении, подаваемом в порядке административного производства, сведения о соблюдении претензионного или иного досудебного порядка. 

3. Производство по делам об оспаривании нормативного акта
Помимо АПК РФ особенности рассмотрения этой категории дел предусмотрены постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"


  Основные признаки нормативного правового акта:
1.нормативность. Нормативность предполагает разрешение однородных, типичных, постоянно возникающих общественных явлений.   Одним из основных признаков нормативного правового акта является его неперсонифицированностъ, выражающаяся в том, что акт распространяется на неопределенный круг лиц и рассчитан на неоднократное применение.   
2. это письменный официальный документ. Официальность означает, что нормативный правовой акт принимается органами государственной власти, органами местного самоуправления или должностными лицами в пределах их компетенции. Нормативно-правовые акты принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции.
3. Нормативный правовой акт  затрагивающий права, свободы и обязанности  человека и гражданина должны быть опубликованы.
    Нормативный правовой акт должен  пройти  официальное  опубликование. Это означает, что он должен быть опубликован на государственном языке Российской Федерации, в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов принятых данным органом или должностным лицом.     
  Электронное опубликование  приравнено к письменному. Это подтверждается и п. 9 Указа Президента РФ в редакции от 29 мая 2017 года в соответствии с которым официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается первая публикация их полных текстов в "Российской газете" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Официальным опубликованием признается размещение текстов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти,   на интернет-портале "Российской газеты" (www.rg.ru), функционирование которого обеспечивает федеральное государственное бюджетное учреждение "Редакция "Российской газеты"[1]. Это касается и н/а субъектов РФ и органов местного самоуправления.
 Следовательно не  любое размещение в интернете нормативных правовых актов признается официальным опубликованием, а только их размещение  в интернет-порталах, на которые указано в Законе о нормативных- правовых актах. Не относится к официальному опубликованию н/а его размещение в информационно-справочных системах «Гарант» и «Консультант плюс» подтверждает ее официальное опубликование для всеобщего сведения, является ошибочным[2].    
Кроме того, нормативно – правовой акт должен быть зарегистрирован.  
Порядок регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти  предусмотрен  приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. N 88[3].
 В 2015 году Конституционный Суд Российской Федерации в правовой оборот  вводит понятие «акты,  обладающие нормативными свойствами»[4]относительно ненормативных актов органов исполнительной власти РФ и предусматривает их оспаривание по правилам оспаривания нормативных правовых актов.   
Конституционный Суд РФ к признакам акта,  обладающего нормативными свойствами   относит то, что он устанавливает (изменяет, отменяет) правила, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и тем самым оказывающие общерегулирующее воздействие на  общественные отношения[5]
Чаще всего они издаются в виде писем, разъяснений, рекомендаций, которые:
— содержат обязательное разъяснение (нормативное толкование);
— по формальным требованиям (форме, субъекту, порядку принятия, регистрации и опубликования) не признаются нормативными актами;
— противоречат действительному смыслу закона;
— нарушают права участников  публичных отношений.
Основной критерий, отграничивающий акты, обладающие нормативными свойствами от нормативных правовых актов, законодатель все-таки назвал. Таким критерием является то, что это должны быть акты, содержащие разъяснение законодательства.  Как правила акты, содержащие нормативные свойства принимаются в форме писем, разъяснений.


Вопрос 4. Процессуальные особенности производства по делам о признании нормативных правовых актов недействующими.

 Возможность обжалования н/а в арбитражном судопроизодстве связана  с тем, что нормативным актом  федеральных органов исполнительной власти РФ, который не соответствует иному, имеющему большую юридическую силу акту, нарушены или могут быть нарушены в будущем интересы граждан или юридических лиц в области интеллектуальных прав.  Такой акт  может быть оспорен в  Суд по интеллектуальным правам в соответствии с ч.4 ст.34 АПК РФ.    
    Заявление о возбуждении дела об оспаривании нормативного правового  акта или акта содержащего разъяснение законодательства и обладающего нормативными свойствами должно отвечать требованиям, предусмотренным ст.125 АПК РФ и ст.193 АПК РФ.  Оно    должно содержать: наименование федерального органа  исполнительной власти  принявшего оспариваемый нормативный правовой акт; название, номер, дату принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте:   название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения.   
 В заявлении необходимо указать конкретные положения нормативного акта, которые оспариваются заявителем.
  В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о признании нормативного правового акта недействующим должны быть указаны права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями. Требование же обоснования того, в чем именно заключается это нарушение,  АПК не предусмотрено.
 К заявлению об оспаривании нормативно-правового акта кроме документов, предусмотренных в п.п. 1-5 ст.126 АПК РФ должен быть приложен текст оспариваемого нормативного правового акта.
Важно также отметить, что при оспаривании нормативного правового акта суд не вправе приостановить его действие на период рассмотрения дела.

  Субъектный состав  по делам об оспаривании нормативного правового акта

Согласно статье 192  АПК РФ в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим могут обратиться  любые лица не зависимо от их правового положения,   если полагают, что этот акт нарушает их интеллектуальные права.  
 В случаях, предусмотренных  ст. 52 АПК РФ прокурор  вправе обратиться с  заявлением в арбитражный суд об оспаривании нормативно-правового акта.
 В силу ст. 53 АПК РФ в случаях предусмотренных федеральным законом  государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы (в том числе и не имеющие статуса юридического лица)    также вправе обратиться с заявлением об оспаривании нормативно-правового акта.    Они выступают в процессе в качестве заявителей.
В качестве заинтересованного лица, должен выступать соответствующий   орган исполнительной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт. На стороне заинтересованного лица закон допускает процессуальное соучастие (ст.46 АПК)
 Лицами, участвующими в деле, по делам об оспаривании нормативно-правовых актов следует считать неопределенный круг лиц, чьи права и интересы затрагивает оспариваемый акт, независимо от того, участвовали они в рассмотрении дела или нет. 

  Особенности доказывания по делам об оспаривании нормативного правового акта

По делам об оспаривании нормативных правовых актов к предмету доказывания относятся:
1) соответствие (несоответствие) оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
2) наличие (отсутствие) у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта;
3) обстоятельства, послужившие основанием для принятия акта (ст. 194 АПК);
4) нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя в сфере интеллектуальных прав на определенные объекты (ст. 192 АПК).
По делам об оспаривании актов, обладающих нормативными свойствами предметом доказывания является:
  обладает ли оспариваемый акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц;
соответствуют ли положения оспариваемого акта разъясняемым им нормативным положениям.
Бремя доказывания по данным делам распределяется следующим образом. На орган, должностное лицо, которые приняли акт, возлагается обязанность доказывания следующих фактов:
1) соответствие оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу;
2) наличие у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта;
3) обстоятельства, послужившие основанием для принятия акта.
Заявитель же должен доказать следующее:
-                    наличие нарушения его прав и законных интересов в сфере  интеллектуальной деятельности;
-                    незаконное возложение на него каких-либо обязанностей или создание других препятствий  в сфере интеллектуальной деятельности.
По делам об оспаривании нормативно-правовых актов  основными доказательствами являются письменные доказательства. Вместе с тем, в судебной практике большое значение придается объяснениям лиц, участвующих в деле. 
Следует отметить, что важным доказательством по делам данной категории является официальный текст оспариваемого нормативного правового акта, поскольку таким документом можно подтвердить аутентичность оспариваемого акта (как по содержанию, так и по форме).

 Особенности судебного разбирательства и резолютивной части решения по делам об оспаривании нормативного правового акта

Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются коллегиальным составом судей, без участия арбитражных заседателей, в   срок   не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятия решения по делу. Предварительное заседание проводится судьей единолично.
По данной категории дел суд вправе самостоятельно либо по ходатайству заявителя обязать представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, явиться в судебное заседание для дачи объяснений.
Суд при рассмотрении дела не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Данное положение закона обусловлено публичным характером спора. Кроме того, принимая решение, суд должен учесть, что проверенное однажды положение нормативного правового акта не может быть предметом рассмотрения вновь (ч. 7 ст. 194 АПК), что предполагает всестороннюю оценку обстоятельств дела.
 По делам рассматриваемой категории суд вправе принять одно из двух возможных решений: о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, либо о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
По результатам рассмотрения дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, Суд по интеллектуальным правам принимает одно из следующих решений:
1) о признании оспариваемого акта полностью или в части не обладающим нормативными свойствами и соответствующим разъясняемым им нормативным положениям;
2) о признании оспариваемого акта полностью или в части не соответствующим разъясняемым им нормативным положениям, устанавливающим не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение, и о признании этого акта не действующим полностью или в части.
 Процессуальным последствием судеб­ного решения о признании нормативного правового акта не действующим является запрет на его судебное оспаривание в будущем,  в том числе лицами, не принимавшими участия в деле (ч.7 ст.194 АПК РФ).
 Резолютивная часть решения по делу должна содержать:
1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт; название, номер, дату принятия акта;
2) название нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, на соответствие которому проверен оспариваемый акт;
3) указание на признание оспариваемого акта соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и на отказ в удовлетворении заявленного требования или на признание оспариваемого акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.
 Решение, принятое арбитражным судом, вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Соглас­но п. 5 ст. 195 АПК с момента вступле­ния в законную силу решения  суда нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные  Судом по интеллектуальным правам  недействующими,  не подлежат применению.
 В случае признания судом норматив­ного правового акта недействующим он автоматически не исключается из нор­мативно-правовой системы. Для этого требуется его отмена соответствующим органом или должностным лицом. Кро­ме того, действие  оспоренного нормативного акта может быть восстановлено вышестоящей инстанцией в случае отмены решения Суда по интеллектуальным правам, либо вслед­ствие подтверждения конституционнос­ти данного нормативного акта Консти­туционным Судом Российской Федера­ции, когда такое подтверждение допус­кается[6].
 Закон предусматривает возложение на орган, принявший оспариваемый акт, обязанности по приведению акта в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
   В ч. 6 ст. 195 АПК РФ закреплено положение, согласно которому  решение Суда по интеллектуальным правам по делу об оспаривании    нормативного правового акта  подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти и других официальных изданиях, в которых был опубликован оспариваемый акт. Цель этого - проинформировать правоприменительные органы об утрате юридической силы признанных судом недействующими нормативных правовых актов или их отдельных положений, чтобы исключить их из действующей системы нормативно-правовых средств и соответственно из сферы правоприменения.

 Оспаривание ненормативных актов, решений и действий (бездействий)




Оспаривание ненормативных актов, решений и действий (бездействий) Ненормативный правовой акт  это односторонний акт индивидуального характера, изданный соответствующим органом власти, содержащий властные предписания, обязательные для исполнения.
Ненормативные правовые акты принимаются:
1) государственными органами (Советом Федерации РФ, Государственной Думой РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, министерствами, ведомствами, иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля (налоговыми, таможенными, антимонопольными органами, Банком России, органами валютного и экспортного контроля), представительными органами власти субъектов и т.д.;
2) органами местного самоуправления;
3) должностными лицами .
По общему правилу формы ненормативного правового акта устанавливаются нормативными правовыми актами, регулирующими соответствующее правоотношение, но может быть и не определена. В силу этого форма ненормативного правового акта не является необходимым признаком при его квалификации.
 Различные формы таких актов используются в практике тех или иных органов. Встречаются такие акты, как: 1) решения, 2) постановления, 3) требования, 4) резолюции, 5) распоряжения, 6) указы, 7) приказы, 8) предписания, и др.
К признакам ненормативного правового акта относятся следующие. Ненормативный правовой акт:
1) содержит обязательные предписания (правила поведения), влекущие юридические последствия.
2) содержит лишь предписания индивидуального характера.
3) обращен к строго определенным лицам или кругу лиц (конкретность адресата).
4) рассчитан на разовое применение (в отличие от нормативного правового акта, рассчитанного на возможность неоднократного применения).
5) воздействует на строго конкретные отношения и действует вплоть до момента их прекращения
6) принимается специально уполномоченным субъектом правоприменения (орган, должностное лицо).
7) отражает юридически-властное волеизъявление (предписание, запрет или дозволение) уполномоченного субъекта, обязательное для исполнения адресатом.
8) гарантируется принудительной силой государства.
 9) является правоприменительным актом (актом применения права)
10) является официальным письменным документом, составленным в специальной форме.
 Законодательством может быть введен досудебный порядок обжалования ненормативного акта. Напр. П.5 ст.101.2 НК РФ предусматривает досудебный порядок обжалования акта принятого по результатам налоговой проверки.
Решения, в отличие от ненормативных правовых актов имеют процедурный характер по отношению к материально-правовому обязательству, возникшему на основании принятия ненормативного правового акта либо на иных предусмотренных законом основаниях. Например постановление о привлечении к ответственности   за налоговое правонарушение это ненормативный акт, а  документ о взыскании задолженности по налогам это решение принятое на основании  ненормативного акта
 Решения от действий можно различать, по наличию соответствующих реквизитов (наименование, наличие постановляющей части), и по содержанию (безусловная реализация властных полномочий).
 К действиям  относится все, что не может рассматриваться в качестве ненормативного правового акта или решения. Оспариваемые действия могут быть оформлены письменно либо не иметь письменного оформления. И в том, и в другом случае действия можно оспорить в арбитражном суде. Однако в силу специфики реализации административных полномочий действия властного характера, как правило, оформляются письменно. К оспариваемым действиям можно отнести, в частности, требование об уплате недоимки, наложение ареста на имущество и т.д.
В отношении обжалования бездействия следует учесть, что последнее может сопровождаться и определенными действиями (например, отказ в возврате переплаты по налогу при общем бездействии - невозврате налога). В этой ситуации можно оспорить как действия, так и бездействие.
Кроме того, бездействие можно оспорить тогда, когда закон или иной нормативный правовой акт устанавливает срок для совершения действий и указанные действия не совершаются.

Подсудность
По этой категории дел родовая подсудность определяется ст.34 АПК. Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают все дела об оспаривании ненормативных актов, решений, действий(бездействий) должностных лиц, за исключением дел подсудных Суду по интеллектуальным правам (п.4 ст.34 АПК РФ). 
Территориальная подсудность этих дел определяется местом нахождения  органа или лица, за исключением дел об оспаривании действий (бездействий) судебного пристава исполнителя (п.6 ст.38 АПК)
  Возбуждение дела                         
Правом на возбуждения дела обладают юридические лица и граждане предприниматели, а также
1) прокурор - если оспариваемый акт затрагивает права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 52 АПК);
2) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления - если акты органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений нарушают экономические права местного самоуправления (Ст. 78 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");
3) антимонопольные органы -

4) налоговые органы с требованиями о признании недействительной регистрации предприятия  или индивидуального предпринимателя. - если нарушается установленный порядок создания предприятия или учредительные документы не соответствуют требованиям законодательства (п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"    (ред. от 03.07.2016)   (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

5)  Банк России - если они выступают в защиту государственных и общественных интересов и охраняемых законом интересов инвесторов (ст. 14 Федерального закона от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг").

Срок подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ составляет три месяца со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. "Иное" установлено Федеральным законом "Об исполнительном производстве"   от 02.10.2007 № 229-ФЗ   (в ред. от 03.08.2018) согласно ст.122 Закона, срок для подачи жалобы на действия судебного пристава-исполнителя составляет 10 дней.

Общие требования к заявлению по делу об оспаривании ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) содержатся в ст. 125 АПК РФ.
Дополнительно в заявлении должно быть указано:
- наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение, совершивших оспариваемые действия (бездействие);
- точное название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; время совершения действий;
- какие права и законные интересы нарушаются, по мнению заявителя, оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
- каким законам и иным нормативным правовым актам не соответствуют оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие);
- требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными;
- сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.
К заявлению должны быть приложены:
- текст оспариваемого ненормативного правового акта;
- доказательства направления копий заявления другим лицам, участвующим в деле (по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя - доказательства направления копий заявления и других документов судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства);
- доказательства уплаты государственной пошлины, если заявитель не освобожден от ее уплаты;
- документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;
- копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления.
По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения в порядке, предусмотренном гл. 8 АПК РФ.
Заявление, поданное с соблюдением всех требований, принимается арбитражным судом к производству, о чем выносится соответствующее определение.
  Предмет требования
Предметом требования  может быть признание ненормативного акта, решения, действия или бездействия незаконными.
Из содержания ч. 1 ст. 199 АПК РФ вытекает, что, в отличие от искового заявления, в заявлении об оспаривании ненормативного акта, решения или действий (бездействия) достаточно лишь сослаться на правовое основание требования, не указывая при этом фактического основания.
В качестве заинтересованного лица в заявлении необходимо указать орган или лицо, принявшее оспариваемый акт.
При этом право выбора, чьи действия или акты оспаривать (органа или должностного лица), принадлежит заявителю.


Установлены следующие правила рассмотрения заявления по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц:
- данная категория дел рассматривается судьей единолично, арбитражные заседатели не могут быть привлечены к рассмотрению этих дел (ст. 17 АПК РФ);
- срок рассмотрения - не более 3 месяцев (срок может быть продлен до 6 м-в) с момента поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если федеральным законом не установлен иной срок. По делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя срок рассмотрения - не более 10 дней; По данной категории дел, за исключением дел об оспаривании действий судебного пристава исполнителя проводится предварительное судебное заседание.
- дело может быть рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле и надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, если арбитражный суд не признал их явку обязательной. 
- при рассмотрении дел этой категории арбитражный суд должен установить наличие полномочий у органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение, совершивших оспариваемые действия (бездействие), а также установить, нарушают ли оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- обязанность доказывания обстоятельств, связанных с оспариваемым ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) (соответствие их закону, наличие полномочий и оснований для их принятия, совершения), возлагается на соответствующие орган или лицо.
Предметом доказывания является незаконность оспариваемого ненормативного акта решения, действия (бездействия).
На орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания следующих фактов:
1) соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту;
2) законность принятия оспариваемого решения;
3) совершение оспариваемых действий (бездействия);
4) наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения;
5) факт совершения оспариваемых действий (бездействия);
6) обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия).
 При рассмотрении дела в суде заявитель должен доказывать:
1. что оспариваемый акт, решение, действие или бездействие нарушают его законные права, охраняемые законом интересы, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
 2. заявитель обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своей позиции по делу.
Арбитражный суд может истребовать необходимые доказательства по собственной инициативе.
По результатам рассмотрения дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц арбитражный суд принимает решение по правилам, установленным гл. 20 АПК РФ.
Судом принимаются следующие виды решений:
- об удовлетворении заявления и признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Для удовлетворения заявления арбитражным судом должно быть установлено, что оспариваемые ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя;
- об отказе в удовлетворении заявления. 
В резолютивной части решения арбитражный суд подробно излагает все сведения, касающиеся оспоренных ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия). При признании оспариваемых действий (бездействия) незаконными в резолютивной части решения арбитражный суд обязывает государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган или должностное лицо в определенный срок совершить определенное действие, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Кроме того, в резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующим органом или лицом об исполнении решения суда.
Решение по данной категории дел подлежит немедленному исполнению, если иной срок не установлен арбитражным судом (ст. 182 АПК РФ). Признанный недействительным ненормативный правовой акт (его отдельные положения) со дня принятия решения арбитражного суда не подлежит применению. Немедленному исполнению подлежат решения арбитражного суда в отношении требований организационного, а не имущественного характера. Если по своей сути требования заявителя направлены на получение денежных средств (независимо от того, как сформулирован предмет заявления), то решение по такому спору подлежит исполнению после вступления в законную силу.
Копии решения в пятидневный срок подлежат направлению лицам, участвующим в деле, а также, по усмотрению арбитражного суда, вышестоящему в порядке подчиненности органу или лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.
Решение по данной категории дел вступает в законную силу и может быть обжаловано в общем порядке (ст. 259, 276 АПК РФ).

 Оспаривание решения и действия судебных приставов-исполнителей

Подведомственность и подсудность

Споры об обжаловании решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей в АПК 2002 г. выделены в самостоятельную категорию дел. При этом расширены рамки подведомственности арбитражным судам данных споров. Ранее жалобы на действия судебных приставов-исполнителей рассматривались арбитражным судом исключительно в случае обжалования действий либо бездействия судебного пристава-исполнителя должником или взыскателем по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом. Такая жалоба принималась и рассматривалась в рамках дела, по которому выдавался исполнительный лист.
В настоящее время к подведомственности арбитражного суда относятся споры о признании незаконным решения, действия или бездействия судебного пристава-исполнителя по исполнительным производствам, возбужденным на основании исполнительных документов арбитражного суда, иных уполномоченных органов (налоговые органы, таможня, государственные внебюджетные фонды и иные органы, которым законом предоставлено право на бесспорное взыскание задолженности). Кроме того, расширен с точки зрения подведомственности споров субъектный состав заявителей. Помимо должника и взыскателя по исполнительному производству обратиться в арбитражный суд вправе и иные заинтересованные лица. В некоторых случаях право на обращение в арбитражный суд имеется и у физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (например, должностное лицо должника, на которое судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства по исполнительному листу арбитражного суда наложен штраф).
Не подлежит рассмотрению в арбитражном суде дело об обжаловании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции, либо по сводному исполнительному производству, где объединены требования к должнику, основанные на исполнительных документах судов общей юрисдикции.
Если в сводном исполнительном производстве объединены требования, основанные на исполнительных документах как арбитражных судов, так и судов общей юрисдикции, то при невозможности разделить заявляемые в арбитражный суд требования по исполнительным листам арбитражных судов и судов общей юрисдикции данные споры также не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Специальные правила о подсудности указанной категории споров предусматривают, что заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя (ч. 6 ст. 38 АПК). 
  В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя кроме общих сведений предусмотренных ст.125 АПК РФ должны быть  указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя (ч. 1 ст. 199 АПК). 
 Срок для обжалования решений и действий судебного пристава-исполнителя - 10 дней со дня совершения оспариваемого действия   Течение этого срока для лица, не извещенного о времени и месте совершения исполнительного действия, начинается со дня, когда указанному лицу стало об этом известно. Данный срок может быть восстановлен при наличии у заявителя уважительных причин пропуска срока.








[1] Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» //  [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/10123081/ (дата обращения:  27.10.2018)) 2 Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Режим доступа: http://base.garant.ru/166045/ (дата обращения: 12.06.2016)
[2]Апелляционное определение  Верховного Суда РФ от 8.08.2017. по делу № АЛЛ 17-214// [Электронный ресурс] . URL: https://www.zakonrf.info/suddoc/f9967c10985f61c217140fd28f95fe89/(дата обращения 24 октября 2018)
[3] Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки  нормативных правовых актов федеральных органов  исполнительной власти и их государственной регистрации.  приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. N 88// [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102114876&rdk=&backlink= (дата обращения 27.10.2018)
[4] Постановления КС РФ от 31.03.2015 № 6-П по делу о проверке конституционности п. 1 ч. 4 ст. 2 ФКЗ от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» и абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ в связи с жалобой открытого акционерного общества «Газпром нефть».
[5] Постановления КС РФ от 31.03.2015 № 6-П по делу о проверке конституционности п. 1 ч. 4 ст. 2 ФКЗ от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» и абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ в связи с жалобой открытого акционерного общества «Газпром нефть».
[6]          См. П.4 постановления Конституционного Суда РФ от 27 января 2007 г. №1-П.

36 комментариев:

  1. Койтемирова Нурьяна 2к 1гр СЭ

    ОтветитьУдалить
  2. Рамазанов Шамиль 2 курс 1 группа СЭ

    ОтветитьУдалить
  3. Абужаева Лайла 2курс 2группа СЭ

    ОтветитьУдалить
  4. Хисенов Кемран Балакардашович 2-курсс 2-группа СЭ

    ОтветитьУдалить
  5. Идаятов Сабир 2 курс 1 группа СЭ

    ОтветитьУдалить
  6. Магомедова Аминат 2к.2гр.СЭ

    ОтветитьУдалить
  7. Мирзоева Милана2 курс 1 группа С.Э

    ОтветитьУдалить
  8. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  9. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  10. Тавлуева Марьям 2курс 2группа СЭ ДГУ

    ОтветитьУдалить
  11. Нуриев Ислам Арсенович 2кр 1гр СЭ

    ОтветитьУдалить